15 Права человека в России: состояния, перспективы развития, проблемы реализации

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Права человека в России: состояния, перспективы развития, проблемы реализации


Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 91 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Права человека в России: состояния, перспективы развития, проблемы реализации

Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования проблемы прав человека 17
§1 Права человека: сущность, типология, тенденции развития 17
§2 Реализация прав человека в России и в Западной Европе. Сравнительный анализ 30
Глава 2. Реализация прав детей в современной России: опыт, проблемы, пути решения 43
§1 Состояние реализации прав детей в современной России 43
§2 Повышение эффективности деятельности властных структур и гражданского общества по решению проблем прав ребенка в Российской Федерации 61
Заключение 76
Список литературы 80
Приложения 85


Выдержка из работы

Введение

Актуальность темы исследования. В современном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение. «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в статье 3 закрепила, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством равные возможности индивидов и их объединений удовлетворять свои естественные и социальные потребности. Современные конституции гарантируют субъективные права человеку, а государство обязуется обеспечить достойное, свободное и справедливое развитие личности в обществе. Гарантии прав человека обеспечиваются путем реализации государством своих властных полномочий по восстановлению нарушенного права. Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека заключается в выражении его свободы и призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.
Такой подход не является традиционным для Российской политической системы и конституционного регулирования, которые сводили положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.
Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представля¬ют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступа¬ет власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.
В выпускной квалификационной работе рассмотрен широкий спектр проблем: сущность прав человека, их типологии и тенденции развития, а также проблемы реализации прав человека в России и Западной Европе.
Основное внимание в работе будет сфокусировано на проблемах реализации прав детей в современной России и повышение эффективности деятельности властных структур в данном сегменте политики.
Осложнившиеся в результате политических и социально-экономических перемен условия функционирования государства и общества не могли не повлиять на положение детей. В России сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальные условия для развития каждого ребенка и отсутствием экономических возможностей у большинства семей.
Именно поэтому обеспечение и защита прав ребенка, в первую очередь, гарантированной Конституцией РФ, представляет сегодня одну из актуальных государственно-правовых проблем России. За последние годы Россией сделано не мало в части нормализации положения детей, как на политическом, так и на законодательном, программно-целевом и организационно-правовом уровнях.
Наиболее полно и последовательно роль государств в организации сферы детства проявляется в принятии и реализации разнообразных государственных концепций и программ, сформированных по тематике детства, однако в настоящее время срок таких программ в России уже истек.
Институтов, защищающих права ребенка в обоих государствах, достаточно много. Детьми занимаются различные ведомства, специалисты.
Однако, несмотря на положительный опыт защиты прав детей совместными усилиями различных структур государства, гражданского общества, остаются нерешенными многие системные проблемы детства. Отсутствие целостной системы защиты прав детей является одной из основных причин кризиса семьи и детства, поразившего Россию на современном этапе развития. Особого внимания в этой связи заслуживают анализ правового статуса и деятельности, специально уполномоченных органов государственной власти: Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в Российской Федерации (уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации).
Одновременно Россия отдают отчет неудовлетворительному положению детей. Острота и масштаб наиболее тяжелых проблем детства (рост заболеваемости детей социально обусловленными заболеваниями; бедность семей с детьми; рост социального сиротства; наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей; насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность) снижаются недостаточно, что создает серьезную угрозу будущему каждой страны. Кроме того появляются новые угрозы.
Все эти аргументы свидетельствуют об актуальности темы выпускной квалификационной работыи подтверждают необходимость ее научной разработки с целью создания эффективной модели обеспечения и защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Существует большой объем литературы прямо или косвенно анализируемой проблемы прав человека вообще, и ребенка в частности. Многие вопросы, касающиеся защиты основных прав детей (права на жизнь, неприкосновенность личности и др.), были отчасти исследованы еще дореволюционными мыслителями. Важную роль в осмыслении правового положения ребенка в дореволюционный период сыграли труды следующих российских ученых: Ф.А. Брокгауза, М.Ф. Владимирского-Буданова, И.С. Вольмана, И.А. Ефронова., А.И. Загоровского, В.Ф. Зыбковец, А.А. Котрявского, Е.Д. Максимова, В.М. Сорокина и других.
Становление общеправовой теории прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в России и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось лишь в середине 90–х г.г. прошлого столетия, когда, после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание, и публикации, связанные с положением ребенка в обществе и семье, его правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов, становлением в России ювенальной юстиции ( В.И. Абрамов, Ю.Ф. Беспалов, Н.Е. Борисова, Е.Б. Бреева, О.В. Бутько, И.К. Городецкая, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Ермаков, С.В. Захаров, А.В. Кортунов, Э.Б. Мельникова, А.М. Нечаева, Е.М. Рыбинский, С.А. Сорокин, З.К. Шнекендорф и др.).
Определенный вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, написанные с общетеоретических правовых позиций (О.В. Бутько, Л.Ю. Голышева, В.В. Кулапов, Е.А. Лактюнкина, Е.В. Марковичева, Ю.И. Стародубцев) и раскрывающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты.
Проблемы правового положения ребенка в Российской Федерации, а также обеспечения его прав и законных интересов, защиты, давно были в центре внимания российских ученых. Многие вопросы, касающиеся защиты основных прав детей (права на жизнь, неприкосновенность личности и др.), были отчасти исследованы еще дореволюционными мыслителями.
Важную роль в осмыслении правового положения ребенка в дореволюционный период сыграли труды следующих российских ученых: Ф.А. Брокгауза, М.Ф. Владимирского-Буданова, И.С. Вольмана, И.А. Ефронова., А.И. Загоровского, В.Ф. Зыбковец, А.А. Котрявского, Е.Д. Максимова, В.М. Сорокина и других .
Детей как человеческий капитал общества рассматривают А. Смит, Т. Шульц, Э. Лэзер, Дж. Минцер, Ш. Розен, Ф. Уэлч, П. Бурдье, О.В.Синявская, Н. С.Кулешова и др.
Идеи Т.А. Гурко, Е.Б. Бреевой, В.А. Лукова, Н.М. Римашевской, Е.Р. Смирновой, Е.А Шохиной, С.Н. Щегловой связаны с конструированием новых программ для детей и семей по реализации прав ребенка. Современные подходы к организации социальной защиты детей предложены в трудах Е.Б. Бреевой, M.B. Гордеевой, Н.Н. Константиновой, Л.В. Кузнецовой, О.В. Кучмаева, Л.Л. Мехрнишвили,М.И. Несмеяновой, Е.М. Рыбнинского .
Негативное влияние экономических трудностей, социальной напряженности на положение и состояние детей в современном обществе отражено в ряде работ Л.С. Алексеевой, Е.Б. Бреевой, И.Г. Валеева, Т.Н. Гайдученко, Т.В. Ильиной, О.В. Корнеевой, С.У. Утман, И.И. Шурыгиной и др.
Заключение

Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но «списывать» слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур. Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года
и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества.
Основное внимание в данном исследовании было сфокусировано на проблемах реализации прав детей в современной России и повышение эффективности деятельности властных структур в данном сегменте политики.
Права детей представляют собой целостную систему и включают права на жизнь, воспитание в семье, защиту от правонарушений и т.д. Для обеспечения этих прав имеет значение все - от семейного окружения до свободного времяпрепровождения ребенка. При этом дети фактически не способны самостоятельно защищать собственные интересы.
Необходимо сказать и о высочайшей сложности выявления нарушений прав детей. Одновременно распространенности их в нашей стране во многом способствует массовый правовой нигилизм взрослого населения и детей.
Результаты нарушений прав ребенка могут вызвать как повышенную ранимость и эмоциональную глухоту, так и отклонения в половой сфере; вовлечение в преступную группу. Например, каждый четвертый беспризорный и безнадзорный ребенок имеет отклонения в психике, среди них - психопатия, алкоголизм, олигофрения, эпилепсия, шизофрения. Значительная часть этих заболеваний связана с условиями жизни несовершеннолетних, постоянно подвергающихся плохому обращению. У таких детей складывается убеждение, что грубость и жестокость являются нормой поведения людей. Часто несправедливое отношение вызывает у ребенка желание отомстить любой ценой, что ведет к совершению преступлений, в том числе групповых. Ежегодно свыше 700 тыс. детей в результате нарушения их прав попадают в «зону риска», которая представляет собой возможность стать безнадзорным или беспризорным, опасность вовлечения в преступную деятельность, проституцию, наркоманию.
В связи с изложенным, автором выпускной квалификационной работы были рассмотрены некоторые наиболее распространенные нарушения прав детей, такие как:
1.Законодательные гарантии далеко не всегда обеспечивают каждому ребенку право на воспитание в семье. Доказательством тому служат возросшие безнадзорность, беспризорность и преступность несовершеннолетних. Указанное право предполагает контроль со стороны родителей поведения детей и обязанность обеспечивать материальные и духовные условия нормальной жизни и воспитания ребенка, охрану их здоровья, образование и развитие. Наиболее сложно реализовать право на воспитание в семье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с психическими и физическими отклонениями.
2.С правом на воспитание в семье тесно связано право на образование, реализация которого сильно затруднена для неблагополучных детей: беспризорных, безнадзорных, несовершеннолетних из малообеспеченных семей.
3.Нарушается и право несовершеннолетних на жилище. Распоряжение их жилыми помещениями нередко осуществляют недобросовестные родители и опекуны в ущерб интересам детей. Органы опеки и попечительства и администрация учреждений для детей-сирот не всегда принимают меры по закреплению жилья за этой категорией граждан.
4.Нарушения прав ребенка на неприкосновенность личности и защиту от жестокого обращения. Эта проблема остается весьма актуальной.
5.Нарушение прав детей в области на половую неприкосновенность.
В результате выявленных проблем в области нарушения прав детей, автором выпускной квалификационной работы были разработаны следующие рекомендации:
- по созданию социального ресурса для осуществления этой работы: переориентация социальных служб на междисциплинарное «сопровождение случая» в социальной среде, социальный патронат, механизмы привлечения НКО, социальная работа «в связке» с правоохранительными (полиция, следственные органы) и правоустанавливающими (органы опеки и попечительства, суды, психолого-медико-педагогические комиссии) органами (с «перемещениями» детей на основании формальных «обследований», со «штамповкой» диагнозов умственной отсталости, поточным лишением дееспособности должно быть покончено);
- необходимые изменения в законодательстве, регламентирующем деятельность органов опеки и попечительства (их деятельность должна быть «встроена» в общую координированную систему профилактики детского и семейного неблагополучия, о нынешнем в массовом порядке разрушающем семью сугубо административном подходе надо забыть, как о страшном сне);
- по острейшему вопросу о сопровождаемых замещающих семьях и семейных воспитательных группах, без чего невозможна реформа детских интернатов и отказ от воспитания детей в условиях общежития (по сути, речь идет о создании правовых оснований для реализации Поручения Послания Президента РФ Д.А. Медведева, 22.12.2011г., об организации сопровождения семей, принимающих детей-сирот).
-ужесточить наказания за издевательства над детьми. Применять пожизненное заключение как наказание за насильственные действия, педофилию и детскую порнографию. Обеспечить условия для возможности применения смертной казни (сформировать суд Присяжных в Ичкерии), применять смертную казнь за убийство ребенка совершенное с особой жестокостью, а также за телесные повреждения причиненные с особой жестокостью и приведшие к гибели ребенка.
-обеспечить условия неотвратимости применения административных и уголовных наказаний в отношении сотрудников Органов Опеки и Попечительства (ООП) и Детских Учреждений (ДУ), халатно относящихся к своим прямым обязанностям. Ускорить реагирование прокуратуры на заявления на сотрудников ООП и ДУ. Обеспечить выполнение закона, обязующего прокуратуру и милицию содействовать и помогать органам опеки. Обеспечить отчетность данных структур перед местным населением путем публикации отчетов в местных газетах.
-довести до общественности путем социальной рекламы информацию о том, что каждый человек несет административную или уголовную ответственность за свои действия или бездействие по отношению к ситуации которая происходит вокруг него, что надо обязательно сообщать в органы милиции о беспорядках. (Всем нам известны случаи, когда плакали дети умирающие от голода в запертых квартирах, а соседи не обращали внимания на постоянный плач.) Обязать милицию реагировать в самые кратчайшие сроки (в течении одного-двух часов) на заявления об угрозе для жизни детей. Награждение сотрудников, хорошо выполнивших свою работу.
Таким образом, реализация предлагаемых мер, по мнению автора выпускной квалификационной работы, позволит существенно уменьшить массив нарушений прав и законных интересов детей.



Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
6. Федеральный конституционный закон от 10.06.2008 N 3-ФКЗ "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
7. Федеральный конституционный закон от 16.10.2006 N 4-ФКЗ "О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
8. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
10. Федеральный закон " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1. (в последней ред. от 27.07.2010)
11. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
12. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
13. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственной социальной помощи"
14. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 (ред. от 30.12.2011) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения"
15. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 12.05.2012) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
17. Поручение Послания Президента РФ Д.А. Медведева, 22.12.2011г.
18. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г."
19. Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г
20. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 1986 г.
21. Абайдельдинов Е.М. Права человека: соотношение международного права и национального законодательства // Фемида, №1 2011. -С. 17.
22. Алексеев С.С. Об объекте пра¬ва и правоотношения // Вопро¬сы общей теории пра¬ва, №7, 2011. -С. 45-47
23. Алексеев С.С. Общая теория государства и права в 2-х томах. Т. 2. М.: Юридическая литература, 2012. – 310 с.
24. Амандыкова С.К. Становление доктрины конституционализма в России. А.: Фолиант, 2007.- 251 с.
25. Жесткая реакция на мягкий приговор. МИД России предложил приостановить усыновление наших детей американцами.// «Российская газета» - Федеральный выпуск №5703 (30),2012.-С.47.
26. Астахов П.Доклад о соблюдении прав детей в России.//Независимая газет,№2, 2012 г.–С.21-22.
27. Бережнов А.Г. Права человека: не¬которые вопросы теории. М.: Юрист, 2010.-142 с.
28. Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище//Российское право №4.- 2009.- С.23.
29. Введение в обществознание : Учебник/Под ред.Л.Н. Боголюбова -6е изд,2011.-536 с.
30. Генкин Д.М. Абсолютное субъективное пра¬во // Фемида, №12, 2012. -С. 15.
31. Гражданское право / Отв. ред. К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. А.: Фолиант, 2009.-531 с.
32. Жумалиева С. Потенциал защиты гражданина // Юрист, №1, 2009. -С. 16.
33. Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции //"Журнал конституционного правосудия", №2, 2010.-С.26-27.
34. Искакова Г. Права и свободы человека в странах СНГ: состояние, тенденции, перспективы // Право¬вая реформа, №2, 2009. -С. 30.
35. Кононенко А. Н. Конституционные социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их обеспечении. — Белгород: Изд-во Белгород.юрид. ин-та МВД России, 2011.- 448с.
36. Конституционное (государственное) право: Энциклопедический словарь/Под ред. С.А. Авакьяна.-М.:Инфра-М,2010.-559 с.
37. Конституционное право: Словарь/Под ред.В.В.Маклакова.-М.:Юристь,2011-346 с.
38. Конституционное право: Учебник/Отв.ред.В.В.Лазарев.-М.:Юристь,2006.- 512 с.
39. Котов А.К. Конституционализм в России: опыт становления и эффективность механизма власти. А.: Фолиант, 2011. -187 с.
40. Материалы пресс-конференции с П. Астаховым // Комсомольская правда, №2, 2010. –С.27-28.
41. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2012.-511 с.
42. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. А.: ВШП «Эдилет», 2011. -302 с.
43. ОсновинB.C. Государ¬ственно-правовые отношения и пра¬восубъектность граждан // Юрист,№2, 2011. -С. 22.
44. Пирозерская О.А. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права // Государство и право,№5, 2011. -С. 33.
45. Права человека. Основные международные документы: Сборник. М.: Юридическая литература, 2010. - 571 с.
46. Самхарадзе Д.Г. Источники современного международного права // "Международное публичное и частное право", №5, 2011.-С.34-35
47. Седугин П.И. жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 2011-320с.
48. Фарбер И.Е. К вопросу о понятии права // Государство и право, №1, 2012.- С. 12.
49. Фарбер И.Е. Свобода и права че¬ловека. Саратов: Полиграфия, 2009. – 287 с.
50. Час ребенка. Интервью с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка П. Астаховым // Российская газета. Федеральный выпуск. N 5081(2). 2010. 12 янв.-С.46-52
51. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение прав человека. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 2012. –377 с.
52. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: NotaBene, 2011.-418 с.
53. Энтин Л.М. Лиссабонский договор и реформа Европейского союза // Журнал российского права. №3, 2010-С.33
54. Явич Л.С. Сущность права: социаль¬но-философское понимание генези¬са развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л.: Нева, 2011. -428 с.

Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)