15 Правосознание и правовая культура

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Правосознание и правовая культура


Год сдачи в учебное заведение: 2009 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 1000 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 28 стр.
Вид работы: Курсовая теория.

Содержание:

Заданная тема курсовой: Правосознание и правовая культура

Введение 3
1. Общая характеристика правосознания в государственно-организованном обществе
5
1.1. Понятие и функции правосознания 5
1.2. Структура и факторы формирования правосознания личности 7
2. Право и правовая культура как базовая ценность
гражданского общества
12
2.1. Понятие и содержание правовой культуры в теории права 12
2.2. Структура правовой культуры 16
3. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики 20
Заключение 25
Список литературы 27

Выдержка из работы

Введение:
Формирование демократических правовых институтов, развитие частной собственности, установление гражданских свобод и обеспечение свободы совести выводят на первый план субъективный, личностный фактор социального развития. Следовательно, правовое строительство в современной России должно быть ориентировано на формирование и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты. В этом смысле изучение и направленное воздействие на развитие правосознания и правовой культуры личности, преодоление разнообразных видов и форм правового нигилизма и противоправной активности во всех социальных слоях и функциональных группах является одной из актуальных задач нынешнего этапа развития.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящего исследования является – комплексный правовой анализ содержания правосознания и характера правовой культуры личности в условиях социального обновления российского общества.
Глава 3:
О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пишут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса. И, тем не менее, правовой нигилизм и нигилизм вообще – достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации. Этот этап, наиболее выразительно охарактеризованный Ф. Ницше формулой "Бог умер", означавшей, что к концу XIX века европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма.
Современные отечественные исследователи, например, А.И. Новиков, считают, что признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность и всеобщность. "Общей особенностью всех форм нигилизма является то, что в разной мере им присущи абсолютизация субъективного, точнее индивидуального начала, оценка действительности с позиции атомизированного индивида, отвергающего объективные закономерности, логику истории, коллективные интересы социальных общностей людей" .
Более частным и конкретным проявлением нигилизма как социокультурного феномена является правовой нигилизм. Следовательно, под последним надо понимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере по отношению к праву. Этому пониманию соответствуют определения правового нигилизма в современной отечественной научной литературе. Так, Н.И. Матузов считает, что сущность правового нигилизма заключается "в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку" .
Однако, анализируя причины правового нигилизма, исследователи, например, тот же Н.И. Матузов, часто объясняют их юридическим невежеством, косностью, отсталостью, правовой невоспитанностью основной массы населения. Такой подход скорее является несколько поверхностным, основанным более на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений. Ибо из этого подхода следует, что правовой нигилизм является просто отношением в принципе неправового сознания к праву. Действительно, для сознания, в котором отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует. В лучшем случае право является для такого сознания объективной внешней принудительной силой, но тогда правомернее называть это состояние сознания не правовым нигилизмом, а "правовым негативизмом", говорить об абсолютном отсутствии у носителей этого явления правосознания как такового. Тем не менее, представляется, что более верно было бы понимать правовой нигилизм как проявление специфического типа правосознания и правовой культуры, базирующихся на ином, атипичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих иное, атипичное отношение к нему как ценности.
Заключение:
Учитывая вышеизложенное, в заключение можно сделать следующие выводы.
Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется роль права, правосознания.
Развитое массовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. В свою очередь смыслонесущим и смыслопередающим аспектом человеческой практики и ее результатов в правовой жизни общества выступает правовая культура, которая как сложное системное образование представляет собой совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества. Правовая культура выступает, в своем роде, системообразующим пространством.

Купить / скачать курсовую работу (Получить по e-mail ознакомительную версию курсовой.)