15 Институт приданого в Римском праве

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Институт приданого в Римском праве


Год сдачи в учебное заведение: 2009 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 1000 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 16 стр.
Вид работы: Курсовая теория.

Содержание:

Заданная тема курсовой: Институт приданого в Римском праве

Введение 3
1 Понятие приданого 4
2 Положение приданого во время существования брака 6
3 Положение приданого по расторжении брака 10
Список литературы 17


Выдержка из работы

Введение:
Если не было заключено специальное соглашение, то претор давал иск жене (actio rei uxoriae). Это был иск bonae fidei (см. там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек, в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т.п.
При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ех stipulatu, по которой приданое возвращается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.
В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому .называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.
Глава 3:
Юстинианово право. Юстиниан, как было указано выше, создал особую а. ex stipulatu bonae fidei для возврата приданого во всех случаях без различия того, была ли заключена стипуляция о возврате приданого, или нет; для определения судьбы приданого по расторжении брака этот законодатель соединил в благоприятном для жены смысле правила, созданные как для а. геi uхогiаe, так и для a. ex stipulatu. Отсюда в юстиниановом праве существуют следующие правила на тот случай, когда о возврате приданого не было заключено никаких pacta dotalia (
I) Лица, имеющие право требовать возврата приданого. Таковыми являются, по общему правилу, жена и ее наследники; муж и его наследники обязаны реституировать этим лицам приданое при прекращении брака разводом, смертью мужа или жены. Следует заметить только две особенности.
а) Если при разводе или смерти мужа, жена стоит еще sub patria potestate, то, как и в прежнем праве, dos communis fit patris et filiae); впрочем, по особому предписанию Юстиниана, отец, получивший приданое своей подвластной дочери, должен дать дочери в сдучае ее вступления во второй брак то же самое приданое, если только имущество его значительно не уменьшится к этому времен.
b) Если брак расторгается смертью жены, и налицо имеется установленная домовладыкой жены dos profecticia, установитель которой еще находится в живых, то такую dos обратно получает ее установитель, а не наследник жены; dos adventicia всегда поступает при расторжении брака смертью жены к ее наследникам.
2) Предмет реституции. Должен быть возвращен весь капитал приданого. Если он состоял из res quae pondere, numero, mensura constant, то муж должен вернуть не те самые вещи, которые ему были даны, а ту же сумму вещей того же сорта, так что periculum dotis лежит на нем. Если dos состоит из незаменимых вещей, то должны быть возвращены те самые вещи, которые были даны мужу и притом возвращены в неповрежденном состоянии; муж отвечает за culpa in concreto (diligentia quam suis rebus) относительно целости вещей, данных в приданое; кроме того, он отвечает и за всякое отчуждение; если отчуждение произошло с согласия лица, которому должно быть реституировано приданое, то муж должен вернуть лишь полученную им от отчуждения выручку. Если в приданое дано обязательство, то возвращается сумма, взысканная мужем с должника; если эта сумма не была мужем взыскана, то делается acceptilatio в том случае, когда должником по обязательству является лицо, которому реституируется приданое; в остальных же случаях делается цессия обязательства. Если в приданое был дан узуфрукт на вещь того лица, которому реституируется приданое, то реституция состоит в отказе мужа от узуфрукта; если в приданое был дан узуфрукт на вещь третьего лица, то реституция состоит в том, что на лицо, которому возвращается приданое, переносится пользование узуфруктом; если приданое состояло в отказе установителя от узуфрукта на вещь мужа, то узуфрукт должен быть восстановлен, если узуфруктуар еще жив.
Заключение:
Предпосылками возникновения института приданого, является то, что древние люди не доверяли любви и обещаниям. Они считали, что залогом прочности союза должна быть материальная гарантия — собственность. Поэтому заплаченная за жену сумма считалась конфискованной собственностью, залогом, который муж неизбежно терял в случае развода или невыполнения своего долга
Семья как ячейка общества объединяет в себе ключевые начала существования любого государства. Семья, являющаяся сферой воспроизводства граждан, выступающая интерпретационной системой, формирующей и закрепляющей мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества, закономерно рассматривается и как материально-имущественное начало государственной жизни, которое находит выражение в создании и преумножении материальных ценностей.
Формирование демократического правового государства, развитие институтов гражданского общества в современном мире возможны только при условии укрепления и стабилизации семейных отношений. В сфере правового регулирования это, в первую очередь, означает создание законодательства, регламентирующего брачно-семейные отношения, и обеспечение реализации издаваемых правовых актов системой действующих юридических гарантий, важнейшее место среди которых отводится гарантиям государственным.

Купить / скачать курсовую работу (Получить по e-mail ознакомительную версию курсовой.)