15 Эволюция системы образования в Японии

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Эволюция системы образования в Японии


Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 70 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Эволюция системы образования в Японии

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Этапы реформирования, специфика и тенденции развития японской системы образования 7
1.1 Основные тенденции развития системы образования в Японии 7
1.2 Особенности и этапы реформирования системы образования в Японии 15
1.3 Общая характеристика структуры образования в Японии 22
2 Система образования в Японии: «болевые места» и «точки роста» 26
2.1 Проблемы управления системой высшего образования в Японии 26
2.2 Система обеспечения качества японского образования 34
3 Основные проблемы и направления реформирования современной образовательной системы Японии 37
3.1 Основные направления преобразований в системе образования 37
3.2 Проблемные вопросы и пути их устранения 49
3.3 Современная система образования в Японии: взгляд изнутри….….57
Заключение ..64
Список использованных источников .67


Выдержка из работы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Российская Федерация уверенно стала на путь самостоятельного развития. Изменения в политике и обществе, в экономике и социокультурной сфере в конце XX – начале XXI столетия в нашей стране поставили на повестку дня вопрос о реформировании образования и создании современной гибкой образовательной системы.
В условиях реформирования национальной системы образования и её интегрирования в международное образовательное пространство одной из важнейших и актуальных задач является объективная оценка зарубежного опыта и его практическое использование. Образование, как известно, является ключевой сферой жизни общества. Качеством образования определяется состояние экономики, уровень науки и культуры, духовности жизни, а они, в свою очередь обеспечивают мощь и роль государства в мировом сообществе.
Поэтому не случайно для исследования в данной дипломной работе нами в качестве примера взята японская система образования. Нам есть чему поучиться у страны «восходящего солнца».
В прошедшие годы немало было сказано слов об изумившем мир “японском чуде” — прорыве страны в лидеры мирового развития. Этот рывок — результат множества слагаемых, в том числе успехов в воспитании и образовании. Вместе с тем наши знания об этом зачастую малореальны, так как сформированы во многом под влиянием расхожих стереотипов и мифов. Нам бы хотелось показать систему образования в Японии ни в черном и ни в розовом цвете, а такими, какие они есть, в многообразии и многоцветье, с их успехами и проблемами.
За годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, в ходе которой Япония понесла значительные человеческие жертвы, а ее промышленность оказалась практически разрушенной, страна добилась огромных успехов в развитии экономики и образования. В 80-х гг. темпы роста ВНП там в среднем составили 4,5% в год (в США —3%, в странах Западной Европы — 2,5%). Они были высокими и в 70-х гг. Это позволило Японии встать в один ряд с США и другими индустриальными государствами Запада, а по некоторым социально-экономическим показателям и превзойти их. К числу последних относятся данные, характеризующие современный уровень развития народного образования.
Накануне второй мировой войны в средней школе Японии обучалось лишь 39,7% молодежи соответствующего возраста. Однако в послевоенные годы начался быстрый рост ее контингентов, как в младшем, так и в старшем звене. В 1948 г. младшей средней школой (VII— IX классы) было охвачено 99% детей 12—15 лет, а в 60—70-х гг. основная масса их уже продолжала учебу на старшей ступени общеобразовательной школы, намереваясь затем поступить в университет или колледж. По данным японского министерства просвещения, в 80-х гг. старшую среднюю школу (X—XII классы) посещало 94% школьников, завершивших курс обучения в младшей средней школе. В начале 70-х гг. охват средним образованием (VII— XII классы) впервые превысил 90%. В последующее десятилетие данный показатель возрос и к 1988 г. составил 96,2%. Так, практически всего за четыре десятилетия среднее образование в Японии стало подлинно массовым.
Успехи в организации школьного дела оказались настолько значительными, что позволили в короткие сроки создать прочную базу для интенсивного развития высшего образования. В 1935 г. в вузах Японии обучалось только 3% молодых людей, в 1955 г. — 8,8%, спустя 20 лет (к 1975 г.) — уже 30,3%, а в 1988 г.— 32,4%. Такой приток молодежи в высшую школу обусловил подготовку большого количества специалистов для быстро развивающейся экономики, обеспечил новейшие отрасли производства учеными и инженерами .
Учитывая вышеотмеченные соображения, исследование положительного опыта Японии в создании современной системы образования не только актуально, но и имеет практическую значимость. Последнее тем более важно, что в современную эпоху все народы мира взаимосвязаны как единый глобальный организм, в котором происходят кардинальные изменения. В связи с этим главное, чем руководствовался автор данной дипломной работы, - объективно дать оценку японской системы образования и её эволюции, выявить негативные тенденции, а также дать характеристику и раскрыть причины быстрого развития японской системы образования и воспитания, раскрыть, что является полезным для нас.
Следует отметить, что охватить все проблемы развития системы образования в Японии в одной работе практически невозможно, а поэтому автор сознательно ограничивается анализом только некоторых важнейших вопросов избранной темы.
Итак, объектом нашего исследования является система образования в Японии, а предметом исследования выступает её эволюция.
В настоящей дипломной работе поставлена общая цель: объективно проанализировать современное состояние и некоторые тенденции дальнейшего развития народного образования в Японии.
Исходя из общей цели в данной дипломной работе решались следующие основные задачи, нашедшие отражение в структуре, содержании и логике исследования:
- изучение научно – методической литературы по исследуемой проблеме;
- освещение эволюции и основных тенденций развития системы образования в Японии;
- изучение современного положения системы японского народного образования;
- раскрытие структуры системы образования в Японии;
- обзор проблем оценки качества образования в Японии;
- освещение проблем управления высшим образованием.
В процессе подготовки дипломной работы был использован довольно широкий круг литературных источников. Некоторый интерес по исследуемой проблеме представляют монографические работы В. И. Андреева (1995), Ерош Н. Т. (1998), В. А. Капрановой (1995), З. А. Мальковой (1983) и др., список которых указан в библиографии.
Кроме того, автором использованы исследования и аналитические материалы В.М. Филиппова, Э.Г. Зинуровой, А.Ф. Прасола, А.И. Степанишиной, Н.П. Дронишинец, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой и других отечественных и зарубежных исследователей системы образования в Японии.
Поставленные цель, задачи, объект и предмет исследования, обусловили структуру и содержание работы, а также логику исследования.
Дипломная работа включает: введение, три главы, разделенных на параграфы, заключение, а также список использованных источников.
Традиционно с древнейших времен японское общество строилось на основе взаимосвязанных и взаимообусловленных производственных отношений. Поэтому такие проблемы, как исполнение каждым долга перед товарищами, осознание своего места и роли в системе сложившихся общественных отношений и, соответственно, способы воспитания этих качеств привлекали к себе внимание философов раньше, нежели вопросы распространения грамотности. Всеобщая взаимообусловленность и гармония являлись основным принципом построения японского общества, а способность действовать в гармонии с другими людьми — главной задачей воспитания.[15; с.7-8].
Первые начальные школы в Японии появились в VI веке при буддийских храмовых монастырях, игравших роль социальных и культурных центров.[3; с.33].
Японское высшее образование занимает одно из ведущих мест в мире по уровню охвата населения высшим образованием. Качество же подготовки специалистов в японских вузах по международным стандартам остается низким, прежде всего вследствие недостаточного внимания государства к развитию высшей школы.
Практически весь послевоенный период в Японии доля государственных расходов на вузы в общих расходах на образование и в национальном доходе была ниже, чем в других развитых странах. Правительство не только не проявляло активности при расширении системы государственных университетов, но и смотрело сквозь пальцы на несоблюдение стандартов обучения в частных вузах.
Созданный при Министерстве образования комитет стандартов обучения в частных университетах был весьма лоялен при выдаче лицензий, поскольку, согласно закону, членами этого комитета могли быть только президенты частных университетов, имевшие право избирать своих преемников. Министерство образования не было представлено в комитете, а без финансовой поддержки оно не располагало и неформальным влиянием. В результате по сравнению с другими звеньями системы образования, а также по сравнению с другими странами доля частных учебных заведений среди вузов Японии оказалась исключительно высокой.
За последние годы возросло количество публикаций о японской школе, дающих непривычно негативную картину о школьном образовании, связанную с ростом агрессивности учащихся по отношению к учителям, а также с ростом преступности среди учащихся.[3; с.15]. Так, в Белой книге Министерства просвещения Японии в 1994 г. на обсуждение выносятся следующие вопросы: нарастание в юношеской среде протеста против непомерного давления школьной системы; невыносимое для большинства детей и их родителей постоянное напряжение конкурентной борьбы за дипломы. Эти две проблемы взаимосвязаны, но, тем не менее, каждая из них имеет свои индивидуальные проявления. Японцы давно уже называют свое общество “обществом дипломов” (гакурэки сякай). Вся жизнь их обладателей определяется не только уровнем выдавшего их учебного заведения (высшее, среднее и т.д.), но и престижностью последнего. Учитывая, что Япония очень плотнонаселенная страна и возможности расширения производства здесь весьма ограниченны, устроиться на работу молодым людям с каждым годом становится все сложнее — этот дамоклов меч висит над каждым и подчиняет себе все действия учителей, родителей, детей.

Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)