15 Отношение женщин из неполных родительских семей к лицам противоположного

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Отношение женщин из неполных родительских семей к лицам противоположного пола


Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 85 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Отношение женщин из неполных родительских семей к лицам противоположного пола

Содержание
Введение 3
Глава 1. Представления женщин о лицах противоположного пола (в контексте влияния родительской семьи) как проблема социальной психологии 5
1. 1. Проблема «социальных представлений» в работах зарубежных и отечественных психологов 5
1.2. Родительская семья как фактор формирования социальных представлений ребенка 14
1.3. Проблема неполных родительских семей в психологии 17
Глава 2. 2. Исследование представлений женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола 39
2.1. Цели и задачи исследования 39
2.2. Методики и процедура исследования 39
2.3. Результаты и их обсуждение 47
Заключение 57
Список литературы 61
Приложения 66




Выдержка из работы

Введение

По существующим оценкам, демографическая проблема в современной России является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед страной. РФ по-прежнему входит в десятку стран с самым низким в мире уровнем рождаемости, при этом продолжается рост числа неполных семей. По данным Росстата за 2009 года, примерно каждый третий ребенок в Российской Федерации воспитывается в неполной семье.
Известно, что воспитание в неполной семье может негативно отражаться на всем процессе становления личности ребенка: отмечаются искажения системы ценностей, различного рода дезориентации личности, ее эмоциональная неустойчивость, избыточная конфликтность. В неполной семье отсутствуют встречно идущие между супругами процессы персонализации и персонификации, обеспечивающие устойчивое развитие системы «семья». Естественно, что ребенок, подрастающий в неполной семье, оказывается вне системы этих процессов, что обусловливает невозможность интериоризации поло-ролевых диспозиций и установок.
К числу проблем изучения влияния неполной семьи на личность человека относится и проблема изучения того, какие представления о мужчинах доминируют у женщин - выходцев из неполных родительских семей. Эти представления закладываются в семье, выступающей в качестве первого социализирующего института общества, влияние которого распространяется далеко за пределы детства и юношества, во многом определяя то, что представляется человеку значимым в плане благополучия его будущей семейной жизни.
Актуальность поднимаемой нами проблемы фундируется тем, что она, при всей ее важности, остается практически не изученной в том, что касается вопроса влияния воспитания человека в неполной родительской семье разного типа на формирование его представлений о лицах противоположного пола, и тем самым, на его будущие отношения с ними. С другой стороны, изучение этой проблемы позволяет приблизиться к более полному пониманию проблем, возникающих в отношениях между женщиной и мужчиной - как в семье, так и за ее пределами.
Объект исследования: представления женщин о лицах противоположного пола.
Предмет исследования: различия в представлениях женщин о лицах противоположного пола, связанные с их принадлежностью к полной и неполной родительской семьей.
Цель исследования: раскрыть содержание представлений женщин из неполных родительских семей разного типа о лицах противоположного пола, и выявить особенности содержания этих представлений.
Задачи:
1) рассмотреть проблему «социальных представлений» в работах зарубежных и отечественных психологов;
2) изучить родительскую семью как фактор формирования социальных представлений ребенка;
3) рассмотреть проблему неполных родительских семей в психологии;
4) провести эмпирическое исследование представлений женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола.
Гипотеза: у женщин из неполных родительских семей отношение к лицам противоположного пола более негативное, чем у женщин из полных семей.
Для проверки данной гипотезы была использована совокупность психодиагностических методик и методов математической статистики. Результаты исследования отражены в эмпирической части работы.
Введение

По существующим оценкам, демографическая проблема в современной России является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед страной. РФ по-прежнему входит в десятку стран с самым низким в мире уровнем рождаемости, при этом продолжается рост числа неполных семей. По данным Росстата за 2009 года, примерно каждый третий ребенок в Российской Федерации воспитывается в неполной семье.
Известно, что воспитание в неполной семье может негативно отражаться на всем процессе становления личности ребенка: отмечаются искажения системы ценностей, различного рода дезориентации личности, ее эмоциональная неустойчивость, избыточная конфликтность. В неполной семье отсутствуют встречно идущие между супругами процессы персонализации и персонификации, обеспечивающие устойчивое развитие системы «семья». Естественно, что ребенок, подрастающий в неполной семье, оказывается вне системы этих процессов, что обусловливает невозможность интериоризации поло-ролевых диспозиций и установок.
К числу проблем изучения влияния неполной семьи на личность человека относится и проблема изучения того, какие представления о мужчинах доминируют у женщин - выходцев из неполных родительских семей. Эти представления закладываются в семье, выступающей в качестве первого социализирующего института общества, влияние которого распространяется далеко за пределы детства и юношества, во многом определяя то, что представляется человеку значимым в плане благополучия его будущей семейной жизни.
Актуальность поднимаемой нами проблемы фундируется тем, что она, при всей ее важности, остается практически не изученной в том, что касается вопроса влияния воспитания человека в неполной родительской семье разного типа на формирование его представлений о лицах противоположного пола, и тем самым, на его будущие отношения с ними. С другой стороны, изучение этой проблемы позволяет приблизиться к более полному пониманию проблем, возникающих в отношениях между женщиной и мужчиной - как в семье, так и за ее пределами.
Объект исследования: представления женщин о лицах противоположного пола.
Предмет исследования: различия в представлениях женщин о лицах противоположного пола, связанные с их принадлежностью к полной и неполной родительской семьей.
Цель исследования: раскрыть содержание представлений женщин из неполных родительских семей разного типа о лицах противоположного пола, и выявить особенности содержания этих представлений.
Задачи:
1) рассмотреть проблему «социальных представлений» в работах зарубежных и отечественных психологов;
2) изучить родительскую семью как фактор формирования социальных представлений ребенка;
3) рассмотреть проблему неполных родительских семей в психологии;
4) провести эмпирическое исследование представлений женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола.
Гипотеза: у женщин из неполных родительских семей отношение к лицам противоположного пола более негативное, чем у женщин из полных семей.
Для проверки данной гипотезы была использована совокупность психодиагностических методик и методов математической статистики. Результаты исследования отражены в эмпирической части работы.
Установка ОПОРА диагностируется в случаях, когда изображенные фигуры соразмерны, адекватно прорисованы соответственно полу, нет явных предпочтений в детализации того или иного персонажа, изображенные держат друг друга за руки, что символизирует спаянность, единение, фигуры как бы опираются друг на друга и находят в этом союзе поддержку. Так рисуют обычно дети из хороших семей. Авторы таких рисунков придают важное значение дружеским отношениям, эмоциональный компонент отношений преобладает над физическим, установка на партнера-друга. Нет агрессии к противоположному (или своему) полу. Позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола, эмоциональное принятие.
Противоположная установка - ИЗОЛЯЦИЯ представлена рисунками на которых кто-то из персонажей отвернулся от другого, либо оба смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу, либо один смотрит в спину другому. Это говорит о наличии отвержения, конфликта, фрустраций в гендерных отношениях. Если обе фигуры изображены в профиль, можно с уверенностью диагностировать глубокие эмоциональные фрустрации, переживания, конфликты.

Заключение

Эмпирическое исследование показало, что в целом, женщины, выросшие в неполных семьях, относятся к противоположному полу негативнее, чем женщины из полных семей, хотя статистически значимых различий не выявлено. Женщины из неполных семей к семейным и сексуальным отношениям в целом относятся положительно, статистически значимых различий с контрольной группой не выявлено.
Статистически значимые различия выявлены в шкале «отношение к отцу». Женщины из неполных родительских семей относятся к отцу значимо более негативно, чем женщины, выросши в полных семьях. Это может иметь негативные последствия в отношениях с противоположным полом и представлениях о мужчинам в целом, так как негативное отношение к отцу как к первому значимому лицу мужского пола в жизни женщины, может бессознательно проецироваться на всех окружающих мужчин и в первую очередь, партнеров по отношениям. Кроме того, негативное отношение к отцу чаще всего лишает женщину положительного опыта взаимодействия с лицом противоположного пола, поэтому, вступая в период взрослости, многие из них имеют недостаточно сформированные представления о противоположном поле и отношениях полов. Отсутствие полноценного общения с отцом мешает женщине понимать и принимать других мужчин. Эти выводы подтверждаются результатами исследования установок женщин в общении с противоположным полом. Выявлены значимые корреляции между установками и типом родительской семьи.
У девушек из полных семей значимо чаще встречаются такие установки как сотрудничество и притяжение.
Притяжение указывает на то, что эти женщины открыты для общения, ищут его. Как правило, в таких случаях присутствует значительная сексуальная мотивация и психологическая заинтересованность.
Установка на сотрудничество указывает на то, что эти женщины готовы вступать в различные контакты с противоположным полом, как делового, так и личного характера.
У женщин из неполных родительских семей значимо чаще встречается такая установка как изоляция, которая указывает на наличие отвержения, конфликта, фрустраций в отношениях с мужчинами.
Все женщины положительно оценивают идеальный образ мужчины и образ будущего мужа. Различия в оценки проявились в отношении к типичному мужчине и в отношении к своему отцу – у женщин из полных семей средние оценки этих образов выше, чем у женщин из неполных семей.
Статистически значимые различия обнаружены в отношении к образу типичного мужчины и к собственному отцу. Женщины из неполных родительских семей относятся к реальным обычным мужчинам значимо негативнее, а также значимо негативнее относятся к собственному отцу.
Также у женщин из обеих групп можно отметить тенденцию к идеализации образа будущего супруга.
Анализ ассоциаций обеих групп позволил сделать следующие выводы
Для большинства женщин из полных семей характерны «одушевленные» ассоциации с мужчинами (66%), в то время как для женщин из неполных семей – неодушевленные ассоциации (52%). Это может говорить о том, что представления женщин из полных семей о мужчинах более конкретны.
Для женщин из полных семей характерны более разнообразные ассоциации с мужчинами (19 ассоциаций в группе), чем для женщин из неполных семей (12 ассоциации). Таким образом, представления женщин из полных родительских семей более разнообразны.
У женщин из полных семей ассоциации с животными вполне традиционны, мужчины ассоциируются с крупными животными и птицами-хищниками. Медведь, лев и тигр в культуре обычно представляются как животные-цари, хозяева, главы, также как орел и сокол. Это благородные и сильные животные.
У женщин из неполных семей также фигурирует медведь, а также такой хищник как волк. Волк часто воспринимается двояко – как сильный, умный зверь, но в то же время и волк-одиночка.
Кроме того, фигурируют такие животные как кот и заяц. Кот – животное известное своей независимостью, а также непостоянством. Заяц – обычно олицетворение трусости.
В тематической группе «растения» у обеих групп часто встречается традиционное олицетворение мужского начала – дуб. Кроме того, у женщин из полных семей часто встречаются ассоциации с другими «мужскими» деревьями – более изящным кленом, каштаном, тополем, вязом. У женщин из неполных семей встречаются такая ассоциация как сорняк – нечто ненужное, мешающее, живучее, бесполезное.
Из стихий у женщин из полных семей мужчины чаще ассоциируются с огнем и теплом, у женщин из неполных с ветром – переменной, непостоянной стихией, которая может освежать, а может и крушить.
Из предметов у женщин из полных семей мужчины ассоциируются с автомобилем и кошельком – ассоциация с функцией добытчика, автомобиль – чаще мужской атрибут. У женщин из неполных семей добавляется чемодан и шкаф – вещи, скорее, пассивные, которые выполняют лишь функцию хранения.
В целом можно отметить, что у женщин из неполных семей чаще встречаются негативные ассоциации.
Данное исследование представляется нам актуальным в ситуации постоянно растущего количества материнских семей, где отсутствует отец, а также большого процента разводов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ консультирования и коррекции для девушек-подростков, воспитывающихся в неполных материнских семьях, а также для семейного консультирования.
Исследование может быть продолжено, так как остаются малоисследованные вопросы. Одним из направлений дальнейшего изучения отношения к противоположному полу женщин из неполных семей может стать сравнение установок и представлений женщин из разного типа неполных семей: детей матерей-одиночек, детей вдов, а также девочек, воспитывавшихся в разведенных семьях.


Список литературы

1. Алешина Ю.А., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
2. Амато, П. Р. Влияние развода и разногласий в браке на психологическое благополучие взрослых детей Текст. / П. Р. Амато, Дж. Соболевски // Американский социологический периодический журнал. 2001. - № 66. -С. 900-921.
3. Амато, П. Р. Последствия родительского развода и супружеское неблагополучие у взрослых детей разведенных родителей Текст. / П. Р. Амато, А. Боос // Социальные силы. 1991. -№ 69. - С. 895 - 914.
4. Андреева, Г. М. Психология социального познания Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 240 с.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Хрестоматия по возрастной психологии / Ред._сост. О.А. Карабанова. М.,
6. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001.
7. Брунер, Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
8. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько. М., 1998. (Библиотека психологии и психотерапии).
9. Валетас М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп weekly. 2001, № 9-10
10. Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. // Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М., 1989
11. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.
12. Варга, А. Я. Мать-одиночка Текст. / А. Я. Варга // Аргументы и Факты. 1993.-№ 32. - С. 25.
13. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия Текст. / А. Я. Варга. -М.: Речь, 2005.- 144 с.
14. Варламова Е.П. Как жить долго и счастливо? Как жить после развода? М., 2001.
15. Вебер Г. Кризисы любви: системная психотерапия Берта Хеллингера. М., 2001.
16. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. М., 2000.
17. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1995.
18. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5.
19. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. ун_та. Сер. «Психология». 1991. №4.
20. Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком , страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978
21. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, №11.
22. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
23. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2.
24. Дюркгейм, Э. Представления индивидуальные и представления коллективные Текст. / Э. Дюркгейм // Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. - С. 208 - 243.
25. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000.
26. Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. 1997, №7.
27. Калабихина И.Е. Российская неполная семья : перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997
28. Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии : теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001.
29. Кен Р.К. Как стать хорошим отцом. Семь секретов: Пер. с англ. М., 1999.
30. Кон И.С. Отец // Неделя. 1979, №11
31. Кон, И. С. Психология половых различий Текст. / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981. - № 2. - С. 47 - 57.
32. Кон, И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М.: Педагогика, 1988.-264 с.
33. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование 2003, №4
34. Лакосина Н.Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной психиатрии. // 6-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. Т.1. М., 1975
35. Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
36. Леви В. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. М., 2002.
37. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979.
38. Логушко Т. Как пережить развод. СПб., 2002.
39. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Ершова Н.М. (под ред.) Воспитание детей в неполной семье. М., 1980
40. Мацковский М. С. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1990.
41. Московичи, С. От коллективных представлений к социальным Текст. / С. Московичи // Вопросы социологии. - М., 1992. - № 2. - С. 83 -96.
42. Московичи, С. Предпосылки объяснения в социальной психологии Текст. / С. Московичи // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995. - С. 213 - 252.
43. Нартова Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. М., 2001.
44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000.
45. Пикхарт К. Е. Руководство для одиноких родителей. М., 1998.
46. Роджерс К. Психология супружеских отношений. М., 2001.
47. Российский статистический ежегодник. 2009 г. М., 2010.
48. Сатир В. Вы и ваша семья. СПб., 2001.
49. Сатир В. Психотерапия семьи. М., 2002.
50. Смирнова Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999, №6.
51. Степанов С.С. Законы психологии. СПб., 2000.
52. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака: Социально-демографические исследования. М., 1975.
53. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М.,1995.
54. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
55. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 2003.
56. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
57. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2000.
58. Эйдемиллер Э. Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973.
59. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)