15 Учебно-профессиональные установки учащихся старших классов

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Учебно-профессиональные установки учащихся старших классов


Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 62 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Учебно-профессиональные установки учащихся старших классов

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения учебно-профессиональных установок учащихся старших классов 6
1.1 Понятие установки в психологической науке 6
1.2 Понятие учебно-профессиональных установок 16
1.3 Формирование и развитие учебно-профессиональных установок в процессе профессионального консультирования 26
2. Экспериментальное изучение учебно-профессиональных установок старшеклассников 34
2.1 Описание методик 34
2.2 Анализ исследования 38
2.3 Основные рекомендации педагогам и родителям подростков по формированию и развитию учебно-профессиональных установок у старшеклассников 50
Заключение 53
Глоссарий 56
Список литературы 58
Приложения 61


Выдержка из работы

Введение

Актуальность исследования проблемы учебно-профессиональных установок учащихся старших классов обусловлена несколькими причинами. С одной стороны вопрос определения перспектив, связанных с будущей деятельностью выпускника средней школы, остается сегодня одним из важнейших. И от того, насколько ясным будет видение своей перспективы, будет зависеть выбор своего места на рынке труда.
Безусловно, введение профильного обучения в старших классах лишь отчасти решило эту проблему. Действительно, школьник, завершая определенную ступень в обучении (переход в следующий класс), может выбрать направление, по которому он дальше будет учиться. Однако, это еще не определяет окончательный выбор профессии. Можно привести массу примеров, когда ученик, учась в классе с физико-математическим уклоном, окончив школу, поступал, например, в гуманитарный институт. Проблемы, связанные с процессом жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника, усугубляются особенностями его личностного развития на данном возрастном этапе. Особенную тревогу вызывает остающаяся проблема размытости профессиональных предпочтений, интересов и целей у завтрашних выпускников. В такой ситуации становится значимым вопрос оказания психолого-педагогической поддержки старшеклассникам, обеспечения условий для формирования адекватных учебно-профессиональных установок у учащихся.
С другой стороны изучение литературы позволяет сделать вывод, что указанные проблемы лишь частично отражены в современных исследованиях. Общие вопросы установки как психологического феномена рассматривали Д.Н.Узнадзе, А.Г..Асмолов, Г.Олпорт, Л.Фестингер и др.).общие вопросы учебно-профессиональных установок представлены в работах Г.В.Акопова, Н.Н.Нечаева, Д.В.Ронзина, В.К.Рябцева и др. При этом недостаточно раскрытыми остаются условия и средства формирования учебно-профессиональных установок старшеклассников, что и обуславливает необходимость дальнейших исследований.
Объект исследования: установка как психологическое явление.
Предмет исследования: учебно-профессиональные установки.
Цель исследования: изучить особенности учебно-профессиональных установок у учащихся старших классов.
Задачи:
1. рассмотреть понятие установки в психологии;
2. рассмотреть понятие учебно-профессиональной установки;
3. охарактеризовать особенности психологического консультирования попроблема учебно-профессиональных установок учащихся старших классов;
4. провести эмпирическое исследование формирования учебно-профессиональных установок учащихся старших классов.
Гипотеза:профессионально ориентированное психологическое консультирование является эффективном средством формирования учебно-профессиональных установок учащихся старших классов.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
? метод анализа литературы;
? тестирование;
? количественный и качественный анализ данных;
? метод интерпретации;
? метод статистической обработки данных.
На этапе эмпирического исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
? опросник профессиональных установок подростков (автор И.М.Кондаков);
? методика «Мотивация обучения в ВУЗе»;
? методика «Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи»;
? для выявления достоверности различий между группами был использован Т-критерий Стьюдента.
Исследование было проведено на базеСОШ №….. г.Москвы в период с … по …. В исследовании приняли участие 30 старшеклассников, учащиеся 11 классов в возрасте от 15 л 7 мес. до 16 л 4 мес., из них 18 девочек и 12 мальчиков.
Исследование включило введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список литературы, приложения.
Феномен установки является предметом психологического исследования уже достаточно длительное время. При этом сегодня нет единого подхода к пониманию сущности установки и описании ее структуры. Собственно понятие установки было введено в научный обиход Г.Спенсером. В работе «Первые принципы» автор писал, что правильное суждение по определенному вопросу главным образом зависит от той душевной установки, которой мы придерживаемся при выслушивании противоположного мнения. От сохранности этой правильной установки зависит направление рассуждения, с ее помощью мы различаем ложь и истину. Научное изучение установки впервые было предпринято Ланге. Изучая вопросы времени реакции, Ланге установил, что время реакции, наряду с другими факторами, зависит также и от внутреннего психического состояния, называемого им установкой. В целом же следует указать, что в западной психологии в период конца 19 – начала 20 вв все более упрочивается идея, согласно которой в установке следует подразумевать как душевное, так и моторное движение, обуславливающие в виде одной целостности активность человека.
Мотивация получения профессионального образования в обеих группах совпадает по преобладающим тенденциям. Так, и в экспериментальной, и в контрольной группах преобладает мотив приобретения знаний (7,96 и 7,57 соответственно) и получения диплома (7,57 и 6,27 соответственно). Студенты обеих групп надеются при обучении в профессиональном учебном заведении пополнить свои знания, а также получить документ об образовании.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что мотив собственно овладения профессией в обеих группах представлен наименее всего, что противоречит высокому мотиву приобретения знаний. Показатель в экспериментальной группе равен 4,6, в контрольной 4,87.
Список литературы

1. Акопов Г. В. Социальная психология образования. - М., 2008, с.86
2. Акопов Г.В. Общее и особенное в образовательных установках учащихся // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2008 года:Т.1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2003, с.12
3. Алешина Ю. Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. - №1. - С.22-33.
4. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность Тбилиси, "Мецниереба ", 2008. Том 4, с. 77
5. Ахметзянова Н.В. Типы негативных установок личности в межличностных отношениях: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Казань, 2008 202 c.
6. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие.-М., 2009, с.12
7. Гунина Е. Процесс консультирования: сущность, задачи, этапы // Мир консалтинга №1, апрель-май, 2008г, с.6
8. Джавахишвили Б.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009, с.12
9. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2009. C.102-103.
10. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб.пособие для вузов. - М.: Наука, 2007. - 304 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2009. с. 433.
12. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. N 2, 2007, с.17
13. Кондаков И.М. Индивидуально–психологические особенности подростков в выборе профессии. Диссер. канд. психол. наук. М., 2008, с.286
14. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 464 с.
15. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 1876 с.
16. КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 2008, N2
17. Кузнецов К.Г. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников // Молодые ученые - московскому образованию : материалы IV городской науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов учреждений высш. и среднего образования городского подчинения. - М., 2008
18. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 2009, с. 24
19. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2009, с.100
20. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб.для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009, с.86
21. Никонова М.В. Содержание социально-психологической компетентности муниципальных служащих и будущих специалистов с различными типами профессиональных установок. Автореферат дис канд. психол. наук М.. 2005, с.12
22. Общая психология. Словарь / Под.ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2009. - 251 с.
23. Олпорт Г. Становление личности М., Смысл, 2008, с., 86
24. Попович, А.Э. Педагогическое руководство профессиональной ориентацией выпускников школы //Среднее профессиональное образование. – №12. – 2010г. –с.46-49
25. Потребительские мотивы и жизненные ценности студентов высших учебных заведений / Е. П. Сергеева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради - СПб., 2008. - N 18(44). - С.448-451
26. Прангшивили А. С. К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д.Н. Узнадзе.- В сб.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т. I. Тбилиси, 2009, с. 84-94
27. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. В кн. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под общей редакцией А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина . Тбилиси: Издательство "Мецниереба ", 2009, с.112
28. Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 : СПб., 2010 250 c.
29. Сарджвеладзе Н.И. Бессознательное и понятие установки в концепции Д. Н. Узнадзе М., 2010, с.114
30. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин, Минск: Харвист, 2007, 800 с.
31. Узнадзе Д.Н. Теория установки М. – Воронеж, 2008, с.24
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Сайт Министерства образования и науки РФ / Электронный ресурс http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
33. Харламенкова Н.Е. Психология личности / http://www.ido.rudn.ru/psychology
34. Чхартишвили Ш.Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного.- В сб.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т. I. Тбилиси, 2009, с. 95-100

Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)