15 Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста


Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 78 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста

Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи межличностного общения и тревожности в подростковом возрасте 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Тревожность и ее основные характеристики. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 17
1.3 Особенности общения подростков 25
1.4 Влияние тревожности на межличностные отношения в подростковом возрасте 37
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностного общения и тревожности в подростковом возрасте 46
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Проведение и сравнительный анализ общения и тревожности у детей подросткового возраста 51
Выводы по второй главе 60
Рекомендации по снижению тревожности и коррекции трудностей в общении 61
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения 78


Выдержка из работы

Введение

Актуальность исследования. Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме влияния тревожности на межличностные отношения в подростковом возрасте. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов развития личности. Глобальная перестройка организма ведет к общей нестабильности, обусловливает многочисленные аффективные реакции, влечет изменчивость эмоционального поведения.
Исследование тревожности на разных этапах возрастного развития актуально как для раскрытия сущности данного явления, так и для понимания закономерностей развития эмоциональной сферы в целом. Многие исследователи и практические психологи отмечают, что именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей возрастного развития. Решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.
Тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации индивида, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на общение, на здоровье, учебную и профессиональную деятельность и общий уровень психологического благополучия.
Анализ исследований подростковой тревожности последних лет позволяет трактовать тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. В настоящее время существует масса исследований, посвящённых тревожности, что создает достаточно четкие основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Чаще всего, появление личностной тревожности у людей, в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временной характер. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физической или нервной ослабленности человека. Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, А.М.Прихожан, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и др.
Несмотря ни на что, проблема тревожности достаточно актуальна в настоящее время, данный вопрос мало рассматривается и в практике образовательных учреждений. Так же следует отметить, что остается практически неизученной проблема тревожности во взаимосвязи с коммуникативными навыками, общительности и социальным статусом в подростковом возрасте. Таким образом, проблема тревожности, профилактики и коррекции тревожности и ее взаимосвязи с общением подростков в настоящее врем и я актуальна.
В написании нашего исследования мы опирались на труды таких исследователей, как Захаров А.И., Ясперс К., З. Фрейд, А. Фрейд, Макарова Е.Г., Джайнот Х.Д. и др.
Цель работы: изучить взаимосвязь межличностного общения и тревожности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: межличностное общение, тревожность и их взаимосвязь в подростковом возрасте (самооценка преобладающего отношения к людям, способность к общению, социальный статус подростка в школьном коллективе; школьная тревожность.
Объект изучения: подростки, обучающиеся в школе.
Общая гипотеза исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что существует взаимосвязь между показателями тревожности подростков и показателями коммуникативности и общительности в коллективе сверстников
Частные гипотезы:
1.чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень общительности, тем менее значим ребенок в коллективе сверстников.
2. показатели общей тревожности выше у подростков, переживающих социальный стресс, имеющих трудности в достижении успеха и испытывающих страх самовыражения
В соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования и представить психологическую характеристику подростков;
2.охарактеризовать тревожность и ее основные характеристики, выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;
3.определить особенности межличностного общения подростков;
4.выяснить влияние тревожности на межличностное общение в подростковом возрасте;
5.провести эмпирическое исследование взаимосвязи межличностного общения и тревожности у подростков;
7.представить рекомендации по снижению тревожности и коррекции трудностей в общении.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ уровня тревожности детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
Нами были подобраны следующие методики по выявлению уровня тревожности и личностных особенностей подростков:
1.Тест школьной тревожности Филипса.
2.Социометрическое исследование.
3. Методика Т. Лири "Диагностика межличностных отношений".
4.Методика Е.Н. Прошицкой "Выявление уровня способности к общению".
Теоретическая значимость работы определяется тем, что на основе анализа научной литературы по теме исследования мы смогли выявить специфику формирования тревожности у подростков и определить взаимосвязь тревожности с показателями общительности и межличностных отношений в коллективе сверстников. В работе были освещены научные представления об эмоциональном развитии подростков, определены особенности возникновения и причины тревожности и рассмотрены методы преодоления школьной тревожности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по исследованию тревожности, эмоциональности и личностных особенностей, коммуникативности подростков и подобраны методы работы по преодолению и коррекции тревожности. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школьных учреждениях при работе с подростками.
База исследования: средне образовательная школа № 13 г. Кимры.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 77 страниц.
Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Анатомо-физиологические изменения организма — "природа" подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т. е. конкретными общественно-историческими условиями жизни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих.
Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть уч
Заключение

Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо отметить, что тревожность - одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и школьному психологу.
Большинство педагогов знают о проблеме повышенной тревожности и её влиянии на развитие ребёнка и поэтому предпринимают попытки снизить негативное воздействие повышенной тревожности: создают дружественную обстановку, благоприятный психологический климат, ситуации успеха, используют индивидуальный подход в обучении и воспитании. Всё это способствует снижению уровня тревожности. Несмотря на вышеперечисленное, у 60% школьников (по данным Н.Б. Пасынкова) наблюдается средняя или повышенная тревожность.
Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный аспекты при доминировании последнего.
В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы, было отмечено, что в психологии общепринято выделять тревожность личностную как устойчивое качество психики человека и ситуативную как временное состояние психики в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким образом, если ситуативная тревожность - это типичное состояние эмоциональной напряженности обусловленной конкретной ситуации, то личностная тревожность - это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку или тактику поведения и всей жизненной стратегии в целом. Личностная тревожность развивается из ситуативной (особенно если последняя часто переживается человеком), а также проявляется через неё. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений.
Большое влияние на поведение, самосознание и уровень тревожности подростков оказывает его статус в коллективе. Неблагоприятное положение в классе - одна из главных причин преждевременного снижения успеваемости, нежелания ходить в школе.
Однако в системе взаимоотношений детей в коллективе нет равенства. Одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Эти позиции (симпатии-антипатии, принятие – непринятие), определяют положение ребенка в группе или социометрический статус - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Ребенок может быть удовлетворен или неудовлетворен своим положением, но оно, по мнению исследователей (Т.В.Драгунова, Я.Л. Коломенский и др.), обладает определенной устойчивостью, а с возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений классного коллектива возрастает.
Таким образом, при анализе литературы было выявлено, что уровень тревожности зависит от межличностных отношений детей, социометрического статуса следующим образам: чем выше социометрический статус, тем меньше уровень тревожности, хотя есть и исключения, выражающиеся в том, что при низком социальном статусе наблюдается средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности. Для подтверждения данных теоретического анализа научной литературы, было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение влияния тревожности на личностные взаимоотношения в коллективе подростков. В исследовании принимали участие 32 человека – подростки, учащиеся 7 «А» класса общеобразовательной школы.
В ходе эмпирического исследования мы смогли выяснить, что существует связь между межличностными отношениями в коллективе сверстников и тревожностью подростков. Для проверки гипотезы нами был осуществлен корреляционный анализ по методу Спирмена (SPSS Statistica v.17.0). Корреляционная матрица представлена в приложении 2.
При сопоставлении результатов методики Филипса мы выявили прямую взаимосвязь между общей тревожностью и:
- переживанием социального стресса (r=0,806, p<0,01),
- фрустрацией потребности в достижении успеха (r=0,570, p<0,01),
- страхом самовыражения (r=0,869, p<0,01),
а также обратную взаимосвязь между общей тревожностью и проблемами в отношениях с учителями (r=-0,436, p<0,05).
При сопоставлении показателей общей тревожности с остальными исследуемыми параметрами мы определили прямую взаимосвязь между тревожностью и:
- авторитарностью (r=0,600, p<0,01),
- агрессией (r=0,376, p<0,05),
- подозрительностью (r=0,396, p<0,05).
Выявлена обратная взаимосвязь тревожности и:
- формального (r=-0,613, p<0,01) и неформального (r=-0,612, p<0,01) статуса в группе,
- зависимости (r=-0,530, p<0,01)
- общительности (r=0,821, p<0,01).
Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между показателями тревожности подростков и показателями коммуникативности и общительности в коллективе сверстников, подтвердилась.
Частные гипотезы:
1.чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень общительности, тем менее значим ребенок в коллективе сверстников.
2. показатели общей тревожности выше у подростков, переживающих социальный стресс, имеющих трудности в достижении успеха и испытывающих страх самовыражения также нашли свое подтверждение в результате проведенного исследования.
В качестве заключения были предсавлены рекомендации по снижению тревожности и коррекции трудностей в общении.
Таким образом, в данной работе мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и представить психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста; охарактеризовать тревожность и ее основные характеристики, выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте; определить особенности межличностных отношений в коллективе подростков; выяснить влияние тревожности на личностные и межличностные качества в подростковом возрасте.
С учетом полученных знаний, было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи общения и тревожности у детей подросткового возраста и проведен сравнительный анализ общения и тревожности у подростков и по итогам опытно-практической работы представлены рекомендации по снижению тревожности и коррекции трудностей в общении.
Тем самым, были решены задачи исследования, достигнута цель работы и доказана гипотеза работы.
Считаем данное исследование в рамках дипломного проекта завершенным.


Список литературы

1. Астапов В. М. Тревожность у детей. СПб., 2004.
2. Бюллер Ш. Что такое «пубертатный период» период. - СПб.: Питер, 2001.
3. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника: Опыт. Эксперимент. Исследование., НИИ общей и педагогической психологии АПНСССР. – М., 2007 г.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности.// Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2005.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов. В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. — М. 2006. — 288 с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Л.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. – М., 2007. – 360с.
8. Волков Б.С. Психология подростка. 5-е изд-е. – М., 2010. – 240с
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.-368 с.
10. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПБ., 2001.
11. Дадуренко М.Л. Взаимосвязь статусно-ролевой позиции подростка в интрагрупповой структуре школьного класса и его представление об идеальном сверстнике (Выпускная квалификационная работа). – М.: МГППУ, 2006.
12. Драгунова Т. В. и Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, 2007
13. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном и младшем школьном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 2006.
14. КЛЕ М. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. - М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 103-140.
15. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь., 2002. –198с.
16. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Сфера,1998.–96 с.
17. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? семья и школа, 1988г., №7.
18. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений. – М.: – Изд-во: МПСИ, 2008
19. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2001. – 464 с.
20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. – М., 2001. – 464с.
21. Курилина Н.В., Гасинец О.В. Программа преодоление личностной тревожности у подростков. М., 2007.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл. 1999.
23. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М. Академия, 2001.
24. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986.
25. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с.
26. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988 №2.
27. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб., 2004.
28. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.,112 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. - С. 398.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М., 2006. – 460с.
31. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
32. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Издательство Московского университета, 1989.
33. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., «Психология», учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-2-е изд-е., стереотип.- М.: изд. Центр «академия»,2000г.-512 с.
34. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. М., 2006.
35. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2000. – 304 с.
36. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей. – М., 1989.
37. Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов. /Материалы V Всерос.конференции. СПбГУ, 2003.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
39. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
40. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 2006., № 4, с. 11-14.
41. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии, с. 340
42. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.
43. Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
44. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. / под ред В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова - М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
45. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. – М., 2004. – 672с.
46. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. СПб.., 1997.
47. Харинова И.В. Особенности отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением: Дисс. …канд. Психол. Наук. – М., 2006.
48. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 2009.- 560 с
49. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 2000г.
50. Юрасова Е.Н. Параметр тревожности в диагностике личности. –Ярославль., 1987. –173с.


Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)