15 Церковный раскол в XVII веке: причины и последствия

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Церковный раскол в XVII веке: причины и последствия


Год сдачи в учебное заведение: 2009 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 1000 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 24 стр.
Вид работы: Курсовая теория.

Содержание:

Заданная тема курсовой: Церковный раскол в XVII веке: причины и последствия

Введение 3
Глава 1. Предпосылки церковных реформ и раскола 4
1.1. Положение церкви и протесты 4
1.2.Борьба за церковные земли 5
Глава 2. Реформа церкви и раскол 9
2.1. Централизация культов и церковного управления 9
2.2. Реформа Никона и раскол церкви 13
Глава 3. Последствия раскола церкви 21
Заключение 23
Список использованных источников 24


Выдержка из работы

Введение:
Динамика этой любопытной эпохи 16-17 веков чрезвычайно запутанная, так как в ходе событий постоянно скрещивались, переплетались и сталкивались самые разнообразные течения, церковные и мирские, давая иной раз совершенно неожиданные и причудливые сочетания .
Актуальность выбранной темы определяется большим значением церкви в жизни государства, в том числе политики верховной власти. С другой стороны, государственная власть оказывала влияние на церковь.
Целью написания реферата является изучение вопросов взаимовлияния государства и церкви в Древней Руси.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Описать причины, приведшие к расколу церкви;
• Рассмотреть характерные черты церковной реформы Никона;
• Изучить последствие раскола на общественную жизнь.
При написании работы были использованы научные и учебные издания отечественных авторов, статьи в научных журналах, интернет-сайты.
Глава 3:
До раскола Русь была духовно единой. Разница в образовании, в быте между различными слоями русского общества была количественной, а не качественной. Раскол произошел в тот нелегкий момент, когда страна столкнулась с проблемой выработки подходов к культурным связям с Европой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.
Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», т. е. как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев же идея Страшного суда перестала учитываться в исторических прогнозах, стала предметом риторических упражнений. Мироощущение новообрядцев было меньше связано с вечностью, больше- с земными нуждами. Они в определенной степени эмансипировались, восприняли мотив быстротечности времени, у них появилось больше материального практицизма, желания совладать со временем для достижения быстрых практических результатов.
В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обращаться за содействием к государству, волей-неволей сделав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.
Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами .
Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по этой традиции, когда после падения престижа официальной церкви светская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека- носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.
Заключение:
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы о церковном расколе 17-го века на Руси.
Предпосылками раскола являлось экономическое положение церкви, социальные проблемы. В XVI в. слагается Московское государство на развалинах прежних удельных княжеств и крупных боярских вотчин; оно зиждется уже на среднем и мелком поместном землевладении и на московской купеческой верхушке. Церковь также преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству; феодальные церковные миры уступают место московской централизованной митрополии, а потом и патриархии. В течение второй половины XV и всего XVI в. кипит на этой почве ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис феодальной церкви сопровождается появлением разнообразных еретических течений. Причиной раскола называют реформы церкви, проводимые патриархом Никоном. Кроме внешних изменений, была проведена реформа церкви, её канонов, ритуалов и т.п., что вызвало сопротивление, как со стороны служителей, так и народа.

Купить / скачать курсовую работу (Получить по e-mail ознакомительную версию курсовой.)