15 Взаимосвязь произвольности и успешности адаптации первоклассников.

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Взаимосвязь произвольности и успешности адаптации первоклассников.


Год сдачи в учебное заведение: 2009 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 76 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Взаимосвязь произвольности и успешности адаптации первоклассников.

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи произвольности и успешности адаптации первоклассников 8
1.1Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 8
1.2Определение понятия «адаптация к школе». Факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению 17
1.3Произвольность детей младшего школьного возраста 35
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи произвольности и успешности адаптации первоклассников 43
2.1Определение методов исследования и организация эксперимента 43
2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 46
2.3Направления профилактики школьной дезадаптации, развития произвольности первоклассников 54
Выводы по главе 2 65
Заключение 68
Список литературы 71

Выдержка из работы

Введение:
Актуальность исследования. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т. к. от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении, зависит успешность его обучения, отношение к учению, учителям и сверстникам. Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей. В последние годы для описания различных проблем, которые возникают у детей в связи с обучением в школе стало использоваться понятие «школьная дезадаптация». С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.
Необходимым условием адаптированности ребенка к школе является сформированная произвольность поведения детей. В отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.). Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является дошкольный возраст. В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе. Вместе с тем, единодушно признавая важность своевременного развития произвольности, педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на него, и конкретными методами формирования этого важнейшего качества.
Глава 2:
В методической литературе принято формулировать цель программы научным языком, тогда она является обобщенным выражением некоторой идеи. В этом случае основная цель нашей программы звучала бы так: способствовать психологической адаптации первоклассников к условиям школы. Однако нам хотелось бы сформулировать цель эмоционально, чтобы передать наше стремление помочь детям в этот сложный для них период. Итак, основная цель данной программы — создать условия, позволяющие каждому ребенку как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
В соответствии с целью формулируются задачи тренинга: формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; формирование устойчивой учебной мотивации детей; создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; освоение детьми школьных правил; выработка норм и правил жизни класса; формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. У младших школьников, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом - классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. Среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном этапе следующие: оказание поддержки в новых ситуациях; оказание помощи в осмыслении опыта сотрудничества. На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у первоклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно мы решаем еще одну задачу — способствуем установлению межличностных отношений с педагогами.
На этом этапе необходимо помочь младшим школьникам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.
Заключение:
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка средняя школа, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в начальной школе.
В настоящее время переход из детского сада в начальную школу совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям об учительнице и о домашних заданиях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с воспитателями.

Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)