15 Институциональный анализ

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Институциональный анализ


Год сдачи в учебное заведение: 2009 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 1000 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 34 стр.
Вид работы: Курсовая теория.

Содержание:

Заданная тема курсовой: Институциональный анализ

Введение 3

Глава 1. Институционализм и экономическая теория. 5
1.1. Институциональный анализ и его особенности 5
1.2. Направления институционального анализа 11

Глава 2. Институциональные проблемы современного этапа российской экономики 20
2.1. Институциональные особенности экономики России 20
2.2. Перспективы институциональных преобразований российской экономики 21

Заключение 30
Список использованной литературы 33


Выдержка из работы

Введение:
Чтобы преодолеть все пагубные последствия реформ и достойно ответить на вызовы XXI в. необходимо восполнить как можно скорее существующий огромный теоретический пробел. Нужен эффективный инструмент познания реальной экономики реформ, и таким инструментом является институциональная экономическая теория.
Институциональная экономика — научное направление современной экономической мысли, исследующее проблемы экономической теории в их взаимообусловленности с институциональными изменениями . Поведение хозяйствующих субъектов, действие законов спроса и предложения, динамика экономического роста, функционирование рыночных и административных механизмов, управление деловыми трансакциями — все эти явления и процессы, перечень которых можно продолжать до бесконечности, зависят от принятых в обществе институтов. Основное назначение и смысл существования институтов заключается в организации взаимоотношений между людьми. Без институтов развитая социально-экономическая жизнь была бы невозможной: общество представляло бы собой множество не связанных друг с другом сегментов, групп, индивидов. Развитие и усложнение социально-экономических отношений идет вкупе с эволюцией институтов. Аксиомой является тот факт, что игнорирование — сознательное или бессознательное — роли и значения институтов и институциональных изменений, несовместимость предлагаемых мер по экономическому реформированию господствующей в обществе иерархии институтов изначально обрекают реформы на неудачу.
Целью данной курсовой работы является изучение и обобщения как теоретических, так и практических работ связанных с институциональным анализом.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе были решены следующие задачи:
? Изучены теоретические материалы по институциональному анализу и его особенностей;
? Выделены направления институционального анализа;
? Проанализированы институциональные особенности экономики России;
? Предложены перспективы институциональных преобразований российской экономики.
Объектом исследования данной курсовой работы являются теоретические материалы по институциональному анализу.
Глава 2:
Преодоление диспропорций советской экономики потребовало перестройки институционального устройства в целом. Более того, именно институциональные преобразования стали стержнем экономических реформ сначала в СССР, а затем в России. Однако институциональные преобразования в значительной мере шли стихийно, и логика их осознавалась довольно поверхностно как населением (или бизнесом), так и государством. В результате для них характерными остаются непоследовательность и высокие «перегрузки» как для различных групп населения, так и значительных секторов экономики и сегментов рынка. Описание таких перегрузок зачастую не выходит за рамки журналистской либо политической риторики.
Серьезные же исследования этой проблемы практически отсутствуют.
Очевидная посылка институциональной теории состоит в том, что институты – это совокупность регуляторов, включающих правовые, морально-этические, криминальные механизмы, нормы обычного права. Их формирование ведет к снижению трансакционных издержек, которое становится мотивом образования институтов. Развитие институтов происходит, как правило, инерционно, длительное время, опытным путем, т. е. методом проб и ошибок (даже если происходит заимствование опробованных институтов, например, из экономики других стран), что требует согласования стратегий и позиций разных экономических субъектов, адаптации их друг к другу.
В соответствии с подобным представлением становление новых институтов - процесс инновационный. В этом смысле трансакции и способ их осуществления нужно описывать как хозяйственные или трансакционные технологии. Так, снабженческие технологии существенно отличаются от сбытовых, причем не только с точки зрения профессионального опыта, но и необходимой для этого инфраструктуры - информационных каналов, способов оплаты товаров и услуг, мощностей складских и транспортных предприятий и т. п.
Представление рыночных реформ как процессов генерирования и освоения в обществе новых технологий в сфере хозяйственного поведения - фундаментальный методологический принцип, позволяющий понять логику институциональных преобразований в российской экономике.
Аналогичным образом нужно оценивать и развитие госрегулирования в рыночной экономике - как сумму технологий и как инновационный процесс. Наивно ожидать, что госрегулирование в России сразу появится в зрелом виде, какого оно достигло в западных странах. В ходе российских реформ оно проходит свою эволюцию. Скорость этого процесса во многом определяется усвоением государством собственного опыта, пониманием реальных успехов и ошибок.
По мере развития экономики, научно-технического прогресса, формирования новых стандартов потребления и других аналогичных факторов институты устаревают и перестают адекватно исполнять свою функцию, например, если развитие кооперационной сети под воздействием НТП выходит за рамки, доступные для регулирования данными институтами. Более того, можно утверждать, что исторической тенденцией является увеличение сложности кооперационной сети и соответствующее этому развитие институтов и институционального устройства экономики.
В любой экономике развитие разных институтов далеко не всегда происходит согласованно. Формирование одних новых институтов тормозит развитие других или разрушает их, заставляя видоизменяться и перестраиваться. Мера такой согласованности (рассогласованности) может меняться во времени и различаться в пространстве институционального поля. Сегодня могут быть более согласованными институты, нацеленные на экономию одних элементов трансакционных издержек, завтра - на экономию других, а послезавтра - наоборот. В общем случае развитие новых институтов может происходить либо с отставанием от объективных потребностей экономики (например, если их возникновение спровоцировано разрушением каких-то предшествовавших институтов), либо с упреждением (например, если они растут в среде имеющихся институтов и лишь по мере своего развития и становления вытесняют устаревшие и менее эффективные институты).
Соответственно конфигурация, композиция институтов представляет собой сложную многоуровневую, иерархически организованную конструкцию, складывающуюся из более устойчивых и часто обновляющихся, из локальных и всеобщих для экономики, из достаточно жестких и слабо упорядоченных институтов и т. д. При этом экономики разных стран и регионов, находящиеся на примерно одинаковом уровне развития, не обязательно должны иметь аналогичную композицию институтов, хотя в них имеется часто немало сходного.
Заключение:
Институт как экономический феномен есть форма согласования разнонаправленных интересов хозяйствующих субъектов, стремящихся реализовать свой эгоистический интерес при помощи других субъектов хозяйствования. Такое понимание института позволяет рассматривать все экономические категории через призму нахождения и вычленения в целях познания, исследования и управления общей области интересов, мотиваций, целевых установок. Многогранность интересов хозяйствующих субъектов предопределяет и разнообразие функций, выполняемых институтами: информационная — сохранение и передача во времени и пространстве накопленных производственных навыков и хозяйственного опыта в форме правил, норм, стереотипов поведения; согласования и координации действий — по принадлежности субъекта к тому или иному институту можно судить об алгоритме его хозяйственных действий, что позволяет прогнозировать и координировать эти действия между различными контрагентами; субординации — существование объективной обусловленности развития одних институтов характером и содержанием других институтов; развития — сформировавшаяся модель поведения предопределяет действия хозяйствующих субъектов в том или ином направлении развития; накопления — постепенные изменения в отдельных признаках, их накопление в виде институций на определенном этапе приводят к скачкообразному развитию института.

Купить / скачать курсовую работу (Получить по e-mail ознакомительную версию курсовой.)